Довольно часто в ленте появляются сообщения о том, как недобросовестные юристы пообещали работу по сопровождению проекта или сделки, а в итоге клиент остался недоволен. Или, что гораздо хуже, потерял бизнес. При этом на стадии переговоров консультанты обещали стопроцентный выигрыш и отсутствие каких-либо рисков, показывали многочисленные сертификаты и дипломы.
Качество юридических услуг, как и других услуг, довольно часто является предметом критики. Поэтому ниже — подробно о том, как не потерять деньги и что именно ожидать от юридических услуг.
Юрист или адвокат, есть ли разница?
Не каждый юрист — адвокат, но каждый адвокат является юристом ввиду требований профессии. Для представления интересов в арбитраже статус адвоката не требуется, как и по обычным гражданским спорам. Многие юристы — неадвокаты вполне успешно представляют интересы своих клиентов в арбитражных судах.
Для представительства в уголовном процессе (если простыми словами — это когда вызывают в полицию, СК РФ) необходим статус адвоката. Такой статус присваивается путем сдачи квалификационных экзаменов по разным отраслям права, внесения в реестр Минюста и принесения присяги. В случае провала экзамена повторный допускается не раньше чем через год. Без такого статуса следователь не допустит «просто юриста» до защиты подозреваемого или обвиняемого. Исключение составляет лишь судебная стадия, когда у мирового судьи самостоятельным защитником может быть лицо без статуса адвоката, а в районном суде — такое же лицо вместе с адвокатом.
Такое разделение труда вполне обоснованно: выше риски для доверителя в уголовном процессе, значит, выше требования к качеству защиты.
Гарантии
Всё, что сказано адвокату, останется между Вами и ним, включая факт обращения к адвокату. Адвоката нельзя допросить (если только сам клиент не попросит), нельзя без решения суда доставить к следователю или обыскать. Таких ограничений в отношении юристов не имеется. Поэтому правоохранители без колебаний используют весь немаленький арсенал как в отношении штатных сотрудников, так и «внешних» юристов. Например, на совещании в присутствии других лиц директор обсудил с юрисконсультом оптимизацию налогов, а после доначисления по возбуждённому уголовному делу обоих сначала допросят с пристрастием, а затем предъявят обвинение в совершении преступления по предварительному сговору. Любая переписка от «внешних» консультантов может быть использована как доказательства. В отношении сведений, переданных адвокату, законом установлен прямой запрет на их изъятие. Напротив, юрист, обладая информацией о делах своего клиента, обязан рассказать все, что ему известно. Отказ от дачи показаний повлечет уголовную ответственность.
Как проверить, адвокат ли перед Вами ?
Очень просто, есть общедоступный реестр адвокатов на сайте Министерства юстиции http://lawyers.minjust.ru/Lawyers. Каждый адвокат имеет свой уникальный номер в реестре. Поэтому вполне нормально при первом визите попросить адвоката назвать его полные данные. Статус в реестре должен значиться как «действующий». А вот регион регистрации адвоката значения не имеет. Адвокат из Санкт-Петербурга вправе защищать по соглашению клиента в Москве, а столичный — работать, скажем, в Тюмени. Но (!) только по соглашению, то есть за счёт клиента. Если адвокат вызван для защиты за государственный счёт (то есть его работы оплачивает казна), то в деле вправе участвовать только адвокат того субъекта федерации, в котором расположен вызвавший следователь. Вызовы адвокатов (из полиции, Следственного комитета) во многих регионах сейчас распределяет электронная система, чтобы избежать «карманных» адвокатов.
Общероссийского списка юристов, естественно, не имеется. Поэтому есть много ООО, частнопрактикующих юристов, юридических фирм. Ничего плохого в этом не имеется, кроме случаев, когда в названии фирмы используются производные от слова "адвокат"/"адвокатское«, но ни одного адвоката в ней не работает. Адвокатским может быть только специальное образование (форма организации): бюро, коллегия, кабинет. За красивыми словами вроде ООО «Гильдия присяжных поверенных» или ЗАО «Адвокаты Москвы» (названия выбраны случайно), как правило, что-либо ценное не стоит. Более того, использовать слово «адвокат» лицам без такого статуса запрещено.
За что платить и можно/нельзя требовать
а) вполне нормальны (и даже нужны!) вопросы про опыт работы и специализацию. Вы же не пойдете к зубному врачу удалять аппендицит, верно? В юриспруденции точно также существуют специалисты по налоговым нарушениям, по экономическим и должностным преступлениям, по наркотикам и так далее;
б) в ходе первой встречи уточните примерный план действий. Опытный специалист обычно просит потенциального клиента принести на встречу документы (например, постановление о возбуждении уголовного дела) и в общих чертах объясняет, чего можно ожидать впоследствии.
Если в ответ на простой вопрос клиента о том, что конкретно будет делать адвокат, тот лишь морщит лоб и многозначительно поднимает брови, то либо с речью проблемы, либо с объемом знаний по специальности. Каждая ситуация, как и люди, различаются, но набор «инструментов» (заявления, ходатайства, представление доказательств, жалобы на приговор и др.) урегулирован законодателем. В зависимости от цели хороший специалист выберет нужный путь;
в) читайте договор. Уважающий себя специалист не будет мелким шрифтом писать непонятные для клиента фразы. В договоре обязательно должно быть указано конкретное адвокатское образование (коллегия, бюро, консультация или кабинет). Договор на оказание юридических услуг содержит то, что адвокат обязуется сделать для клиента. Это может быть как разовая услуга (например, обжалование акта выездной налоговой проверки в УФНС), так и более долгий период (представление интересов на всей досудебной стадии по уголовному делу). В любом случае действия того, кому Вы платите, должны быть понятны и прозрачны, а договор — содержать описание оказываемых услуг. Если что-либо не нравится, реально просить изменить договор;
г) размер вознаграждения зависит от конкретных обстоятельств, при этом система оплаты может быть разной: помесячной, разово за весь период работы, за этап работы и тд. Иногда условия предусматривают гонорар успеха, то есть вознаграждение за достигнутый результат, либо комбинацию перечисленных условий.
Кроме того, адвокатская деятельность (в отличие от «просто юридической») не является предпринимательской, поэтому в договоре НЕ ДОЛЖНО быть неустоек и пеней.
Если тот, к кому Вы пришли, предложил оплатить его услуги без договора, просто уходите и не тратьте время. Даже на замену масла в машине сейчас заполняют заказ в автосервисе, а последствия неверных советов фатальны как для физических лиц, так и бизнеса.
Не верьте и не платите тем, кто обещает стопроцентный результат или говорит о многочисленных связях в органах, среди судей и тд. Само по себе это необязательно плохо, но над следователем есть начальник следственного отдела, обвинительное заключение по делу утвердит или не утвердит прокурор, а над судом первой инстанции есть апелляционные и кассационные стадии. Поэтому надежнее безошибочная юридическая работа, а не шушукания по углам или полунамёки решить вопрос. Также стоит осмотрительно взаимодействовать с адвокатом, которого посоветовал следователь или дознаватель, в чьём производстве уголовное дело.
Количество защитников законом не ограничено. По сложным и объёмным налоговым, экономическим делам, когда под прицелом обвинителей несколько человек, от слаженности команды защитников исход зависит напрямую.
д) после заключения договора клиент всегда должен иметь возможность получить информацию о движении дела и понятные ответы на свои вопросы о том, для чего совершено то или иное действие. Насторожить должно, если документы отклоняются из-за очевидных ошибок (жалоба подана не в тот орган либо с нарушением срока обжалования). Если же суд или следователь занял иную точку зрения из ряда возможных, например, отказал в ходатайстве об очной ставке, то это вряд ли говорит о некомпетентности адвоката.
Результат, какой ожидать?
Если тот, к кому вы пришли, говорит лишь об успехах, задумайтесь о честности. Неудачи неизбежны, а доля оправдательных приговоров по уголовным делам составляет менее одного процента. Бывают дела, которые выиграть просто невозможно, и успехом надо считать «смягчение» квалификации либо наказание, не связанное с лишением свободы, а в ситуациях, когда оно неизбежно — приговор ниже низшего предела.
Чего не надо делать
Полагать, что раз бизнес белый / крупный и так далее, то проблемы обойдут стороной. К сожалению, это не так. Могут быть ненадежные контрагенты, могут быть изменения в законодательстве, которые вовремя не замечены. Всё это влечёт внимание и проверки, которые редко проходят без результата, нужного регуляторам.
Утаивать правду от адвоката. Он связан присягой, за нарушение которой можно лишиться статуса. Его не могут допросить о том, что рассказал клиент (кроме случаев, когда сам клиент желает этого). Поэтому адвокатская тайна защищена законом вместе с врачебной или нотариальной.
Описывать случившееся лучше, чем оно было. Да, это сложно. Но, промолчав о чём-то, можно создать в будущем проблемы, от чего они только разрастутся.
Отправлять документы на запрос, например, налоговой инспекции и давать показания, не обсудив это с адвокатом. Такой же результат будет, если для анализа налоговых рисков адвокат попросил конкретные документы, но кто-то из бухгалтерии решил их не показывать, чтобы не афишировать свои ошибки. Превенция рисков позволяет купировать негативные последствия.
Предлагать госслужащему урегулировать возникшие вопросы вне правового поля. Во-первых, эти вопросы могут возникнуть снова, во-вторых, аппетиты чиновника могут вырасти. Наконец, это может быть обычная провокация.
Выводы:
— заранее найдите квалифицированную команду, к которой можно обратиться в сложной ситуации
— тщательно выбирайте тех, кому доверяете свои дела!
Юридическая фирма «Слово и Дело»
Качество юридических услуг, как и других услуг, довольно часто является предметом критики. Поэтому ниже — подробно о том, как не потерять деньги и что именно ожидать от юридических услуг.
Юрист или адвокат, есть ли разница?
Не каждый юрист — адвокат, но каждый адвокат является юристом ввиду требований профессии. Для представления интересов в арбитраже статус адвоката не требуется, как и по обычным гражданским спорам. Многие юристы — неадвокаты вполне успешно представляют интересы своих клиентов в арбитражных судах.
Для представительства в уголовном процессе (если простыми словами — это когда вызывают в полицию, СК РФ) необходим статус адвоката. Такой статус присваивается путем сдачи квалификационных экзаменов по разным отраслям права, внесения в реестр Минюста и принесения присяги. В случае провала экзамена повторный допускается не раньше чем через год. Без такого статуса следователь не допустит «просто юриста» до защиты подозреваемого или обвиняемого. Исключение составляет лишь судебная стадия, когда у мирового судьи самостоятельным защитником может быть лицо без статуса адвоката, а в районном суде — такое же лицо вместе с адвокатом.
Такое разделение труда вполне обоснованно: выше риски для доверителя в уголовном процессе, значит, выше требования к качеству защиты.
Гарантии
Всё, что сказано адвокату, останется между Вами и ним, включая факт обращения к адвокату. Адвоката нельзя допросить (если только сам клиент не попросит), нельзя без решения суда доставить к следователю или обыскать. Таких ограничений в отношении юристов не имеется. Поэтому правоохранители без колебаний используют весь немаленький арсенал как в отношении штатных сотрудников, так и «внешних» юристов. Например, на совещании в присутствии других лиц директор обсудил с юрисконсультом оптимизацию налогов, а после доначисления по возбуждённому уголовному делу обоих сначала допросят с пристрастием, а затем предъявят обвинение в совершении преступления по предварительному сговору. Любая переписка от «внешних» консультантов может быть использована как доказательства. В отношении сведений, переданных адвокату, законом установлен прямой запрет на их изъятие. Напротив, юрист, обладая информацией о делах своего клиента, обязан рассказать все, что ему известно. Отказ от дачи показаний повлечет уголовную ответственность.
Как проверить, адвокат ли перед Вами ?
Очень просто, есть общедоступный реестр адвокатов на сайте Министерства юстиции http://lawyers.minjust.ru/Lawyers. Каждый адвокат имеет свой уникальный номер в реестре. Поэтому вполне нормально при первом визите попросить адвоката назвать его полные данные. Статус в реестре должен значиться как «действующий». А вот регион регистрации адвоката значения не имеет. Адвокат из Санкт-Петербурга вправе защищать по соглашению клиента в Москве, а столичный — работать, скажем, в Тюмени. Но (!) только по соглашению, то есть за счёт клиента. Если адвокат вызван для защиты за государственный счёт (то есть его работы оплачивает казна), то в деле вправе участвовать только адвокат того субъекта федерации, в котором расположен вызвавший следователь. Вызовы адвокатов (из полиции, Следственного комитета) во многих регионах сейчас распределяет электронная система, чтобы избежать «карманных» адвокатов.
Общероссийского списка юристов, естественно, не имеется. Поэтому есть много ООО, частнопрактикующих юристов, юридических фирм. Ничего плохого в этом не имеется, кроме случаев, когда в названии фирмы используются производные от слова "адвокат"/"адвокатское«, но ни одного адвоката в ней не работает. Адвокатским может быть только специальное образование (форма организации): бюро, коллегия, кабинет. За красивыми словами вроде ООО «Гильдия присяжных поверенных» или ЗАО «Адвокаты Москвы» (названия выбраны случайно), как правило, что-либо ценное не стоит. Более того, использовать слово «адвокат» лицам без такого статуса запрещено.
За что платить и можно/нельзя требовать
а) вполне нормальны (и даже нужны!) вопросы про опыт работы и специализацию. Вы же не пойдете к зубному врачу удалять аппендицит, верно? В юриспруденции точно также существуют специалисты по налоговым нарушениям, по экономическим и должностным преступлениям, по наркотикам и так далее;
б) в ходе первой встречи уточните примерный план действий. Опытный специалист обычно просит потенциального клиента принести на встречу документы (например, постановление о возбуждении уголовного дела) и в общих чертах объясняет, чего можно ожидать впоследствии.
Если в ответ на простой вопрос клиента о том, что конкретно будет делать адвокат, тот лишь морщит лоб и многозначительно поднимает брови, то либо с речью проблемы, либо с объемом знаний по специальности. Каждая ситуация, как и люди, различаются, но набор «инструментов» (заявления, ходатайства, представление доказательств, жалобы на приговор и др.) урегулирован законодателем. В зависимости от цели хороший специалист выберет нужный путь;
в) читайте договор. Уважающий себя специалист не будет мелким шрифтом писать непонятные для клиента фразы. В договоре обязательно должно быть указано конкретное адвокатское образование (коллегия, бюро, консультация или кабинет). Договор на оказание юридических услуг содержит то, что адвокат обязуется сделать для клиента. Это может быть как разовая услуга (например, обжалование акта выездной налоговой проверки в УФНС), так и более долгий период (представление интересов на всей досудебной стадии по уголовному делу). В любом случае действия того, кому Вы платите, должны быть понятны и прозрачны, а договор — содержать описание оказываемых услуг. Если что-либо не нравится, реально просить изменить договор;
г) размер вознаграждения зависит от конкретных обстоятельств, при этом система оплаты может быть разной: помесячной, разово за весь период работы, за этап работы и тд. Иногда условия предусматривают гонорар успеха, то есть вознаграждение за достигнутый результат, либо комбинацию перечисленных условий.
Кроме того, адвокатская деятельность (в отличие от «просто юридической») не является предпринимательской, поэтому в договоре НЕ ДОЛЖНО быть неустоек и пеней.
Если тот, к кому Вы пришли, предложил оплатить его услуги без договора, просто уходите и не тратьте время. Даже на замену масла в машине сейчас заполняют заказ в автосервисе, а последствия неверных советов фатальны как для физических лиц, так и бизнеса.
Не верьте и не платите тем, кто обещает стопроцентный результат или говорит о многочисленных связях в органах, среди судей и тд. Само по себе это необязательно плохо, но над следователем есть начальник следственного отдела, обвинительное заключение по делу утвердит или не утвердит прокурор, а над судом первой инстанции есть апелляционные и кассационные стадии. Поэтому надежнее безошибочная юридическая работа, а не шушукания по углам или полунамёки решить вопрос. Также стоит осмотрительно взаимодействовать с адвокатом, которого посоветовал следователь или дознаватель, в чьём производстве уголовное дело.
Количество защитников законом не ограничено. По сложным и объёмным налоговым, экономическим делам, когда под прицелом обвинителей несколько человек, от слаженности команды защитников исход зависит напрямую.
д) после заключения договора клиент всегда должен иметь возможность получить информацию о движении дела и понятные ответы на свои вопросы о том, для чего совершено то или иное действие. Насторожить должно, если документы отклоняются из-за очевидных ошибок (жалоба подана не в тот орган либо с нарушением срока обжалования). Если же суд или следователь занял иную точку зрения из ряда возможных, например, отказал в ходатайстве об очной ставке, то это вряд ли говорит о некомпетентности адвоката.
Результат, какой ожидать?
Если тот, к кому вы пришли, говорит лишь об успехах, задумайтесь о честности. Неудачи неизбежны, а доля оправдательных приговоров по уголовным делам составляет менее одного процента. Бывают дела, которые выиграть просто невозможно, и успехом надо считать «смягчение» квалификации либо наказание, не связанное с лишением свободы, а в ситуациях, когда оно неизбежно — приговор ниже низшего предела.
Чего не надо делать
Полагать, что раз бизнес белый / крупный и так далее, то проблемы обойдут стороной. К сожалению, это не так. Могут быть ненадежные контрагенты, могут быть изменения в законодательстве, которые вовремя не замечены. Всё это влечёт внимание и проверки, которые редко проходят без результата, нужного регуляторам.
Утаивать правду от адвоката. Он связан присягой, за нарушение которой можно лишиться статуса. Его не могут допросить о том, что рассказал клиент (кроме случаев, когда сам клиент желает этого). Поэтому адвокатская тайна защищена законом вместе с врачебной или нотариальной.
Описывать случившееся лучше, чем оно было. Да, это сложно. Но, промолчав о чём-то, можно создать в будущем проблемы, от чего они только разрастутся.
Отправлять документы на запрос, например, налоговой инспекции и давать показания, не обсудив это с адвокатом. Такой же результат будет, если для анализа налоговых рисков адвокат попросил конкретные документы, но кто-то из бухгалтерии решил их не показывать, чтобы не афишировать свои ошибки. Превенция рисков позволяет купировать негативные последствия.
Предлагать госслужащему урегулировать возникшие вопросы вне правового поля. Во-первых, эти вопросы могут возникнуть снова, во-вторых, аппетиты чиновника могут вырасти. Наконец, это может быть обычная провокация.
Выводы:
— заранее найдите квалифицированную команду, к которой можно обратиться в сложной ситуации
— тщательно выбирайте тех, кому доверяете свои дела!
Юридическая фирма «Слово и Дело»